Регистрация Вход
Город

Томск-Шира: 2010

Вообще, пустая дорога, по которой летишь неведомо куда, будь ты за рулем, или рядом с водителем, уводит из реальности. Шорох шин, покачивание корпуса, мягкий рокот мотора… и убегающий горизонт, готовый вспыхнуть восходящим Солнцем.

И ты летишь к нему, подпевая внутри себя льющейся музыке, а рядом сидят твоя любимая женщина и старые друзья. Непередаваемое ощущение.

Предложение поступило внезапно.

Жена только-только вышла из отпуска, сохранив на всякий случай недельку, у меня отпуск тоже заканчивался. Безрадостное ощущение, когда понимаешь, что всё – пора настраиваться на рабочий лад.

И вдруг, средь бела дня, звонок друзей: «Айда, дружище, в Хакасию, на Ширу?». У них выдалось несколько свободных деньков, ну и – в голову ударило смотаться куда-нибудь. Машина под рукой, дорога более-менее, расстояние – всего-то около 700 км, а бешеной собаке, как говорится и сорок верст – не крюк.

Времени на раздумья нам дали много – целый день. Он же – день на сборы. Ведь отказываться от такого – грешно.

Завертелось-понеслось. За день жена выбила ту самую неиспользованную неделю. Пристроили нашего кота Фунта. Остальное – дело техники и наличия оной.

Как всякий городской сибиряк, рыбалку и походы на природу я люблю, но нужного девайса – не имею. Это нормальная картина горожанина, «обожающего» пикники и вылазки на «рыбалку». В загашнике, как водится, ни черта нет, кроме шампуров, сетки для барбекю и мобильного мангала, в лучшем случае. Но, батя у меня «правильный». Из настоящих, заядлых рыбаков – и имеющегося у него всевозможного барахла хватает нам обоим, ибо, как правило, на природу выбираемся вместе. Так уж сложилось – семья у нас дружная.

Слава богам, в этот промежуток времени родители никуда не собирались – легкие на подъем пенсионеры, они могут сорваться хоть куда в любой момент, без предупреждений. И все, что надо – не так уж и много – у них и взяли. Мелочи – палаточка на троих, газовая плитка, матрасики для палатки. Плюс посуда, топорик, нож. Набор туриста, в общем.

Отдыхать мы распланировали «дикарями» и особо заморачиваться с едой и прочим не стали: взяли сухпай – крупу, тушенку, сгущенку. Также взяли фляги для воды – на озерах Хакасии питьевой воды нет, озерная – соленая, поэтому на берег питьевую воду лучше сразу привозить с собой.

День пролетел мгновенно, в сборах время не ощущается, совершенно. Уже под вечер созвонились и решили вопрос о времени выезда. Надумали выехать в 5 утра.

Вот и утро. Мобила звякнула, знаменуя начало похода. С трудом продрав глаза и оторвав разомлевшее тело от дивана стали собираться, попутно отбиваясь от лезущего на руки кота. Эти глаза надо видеть, коты всегда все чувствуют.

А тут и друзья подскочили уже. Загрузились в машину и…

Поехали!

И вот – мы летим по шоссе. Небо светлеет на глазах. И плотная облачность, засевшая на нем с вечера под давлением встающего Солнца, разбегается, открывая озера чистой глубокой синевы. Да и тучи уже не тучи, а облака, белыми каравеллами плывущие по небесному океану.

Чем дальше от дома, тем больше меняется природа. Если у нас повсеместно тайга и рослые лиственные леса, то по мере продвижения к Ачинску леса сходят на нет, в том виде, какой привычен сибиряку. Другие и плотность леса и высота деревьев. Да и лес больше похож на рощи и лесополосы.

И снова об облаках. Небо здесь просто поразило. Мы даже остановились, чтобы разглядеть это чудо чудное. В синеве плыли высоко-о-о белые кучевые облака… и это привычно. Но – над самой землей стелились серые облачка, плотные на вид, настолько далеко от верхнего «слоя» и так близко к нам, что создалось впечатление: стоит подпрыгнуть – и ухватишь кусочек. Это поразительный, прямо 3D, эффект – словами сложно передать.

Попрыгав и убедившись, что облака в руки не даются, мы загрузились в машину и рванули дальше. А дальше был Ачинск. На подъезде к нему дым стоит столбом, словно над копями Мордора, и возвышающиеся стены отвалов разработок добавляют этому сходства. Зато при въезде нас встретил улыбающийся робот на заправке, забавный и неповторимый.

Подкрепив нашего стального скакуна, мы двинулись дальше. Нас ждали Назарово, Ужур и … ура! – Шира.

Выехав на трассу, рванули, что есть мочи. Дороги Хакасии позволяют использовать движок машины на все сто. Но забывать об осторожности тоже не стоит, все-таки не в Германии, и предательские выбоины нет-нет, да и появлялись на ровном полотне.

И пошли слаломы. Спуск – подъем, пологий поворот, спуск – подъем… Движок ровно тарахтит, солнце пригревает, облака – рукой подать. Благодать, господи.

Где-то на подъезде к Ужуру, не доехав полсотни километров, мой дружище, он же проводник в наше очень светлое будущее, умудрился перепутать повороты. Поскакав по проселку пару десятков километров, мы поняли, что это самое будущее как-то отдаляется, прямо на глазах.

К счастью, показалась деревушка, и от нее, даром что не плотною толпой, навстречу шествовала колоритная троица не то местных аборигенов, не то натуральных цыган. У них мы и спросили, а не там ли Шира? – получив в ответ порцию задорного смеха.

Развернулись, и, подтрунивая над товарищем, дернули к злосчастной развязке.

И вот – финишная прямая.

Впереди поселок Шира, где нам нужно набрать воды, прикупить жидкостей разной горючести, обзавестись картой окрестностей.

Въехав, сразу подрулили к таксистам – они все знают, как правило. Не подвели и тут: вода за углом, карта – в книжном. Остальное – в магазинах.

Когда выезжали из поселка, затрезвонил сотик. Короткий разговор с кучей эмоций, небольшая рекогносцировка и – педаль в пол.

Мы едем на Большое Беле. Там раскинули бивуак знакомые, вместе – веселее. А Шира недалеко, туда можно съездить и завтра.

Беле нас встретило не очень приветливо. Солнышко спряталось в тучки, ветерок гонял небольшие волны. Но нас это не волновало. Подрулив к стоянке и перезнакомив всех со всеми – мы устремились к воде. Ощущения, после 8 часового автопробега – невероятные.

Дно – мягкое, ровное. Вода – теплая, солоноватая. Бьющийся на берегу костер звал нас назад, женщины тоже поторапливали, но – как можно выйти из этой купели?

Дальше были песни, пляски, шашлык и купание… Мы долго боролись с волнами, но природа победила…

Утро не порадовало – хмарь, ветер. Чайки кричат испуганными грудничками, шныряют между палатками, не боясь никого и ничего. Над откосами реют коршуны, лениво шевеля крыльями – им хватает восходящих потоков воздуха с озера. Но нам-то что. Умылись, искупались.

Пока купались, Солнце решило порадовать и в несколько минут разогнало все тучки на небе.

Сразу обволокло жаром, мягкой такой пелериной. У нас такое солнце печет и жжет, а в Хакасии – греет и ласкает. Чудеса…

Понежившись, и изжарившись до печенок, решили ознакомиться хоть с чем-то. Быстренько собрались, и всем гамузом направились на Туимский провал.

Туим – это взорванная скала, испещренная шахтами и проходками. От взрыва скала сложилась вниз и внутрь, образовав живописную чашу, заполненную озером насыщенного зеленого цвета. Впечатляет, очень красиво и необычно. А еще там мы обнаружили замечательное свойство – в метре-двух влево от смотровой площадки расположена точка эха. Очень звонкое и раскатистое, оно смешило нас оговорками и окончаниями сами-знаете-каких кричалок… Со смотровой площадки эхо не возникает, хоть закричись.

Нас зазывали еще и в ледяные пещеры, но женщины наотрез отказались лезть в старые штольни, будь там хоть пещера Алладина. Что ж, после лицезрения оползней на склонах провала, я их отлично понимаю.

Прикупив сувениров и угостив местную живность – гималайского медвежонка в клетке, мы отправились дальше. Уже на Ширу.

А погода решила, что побаловала вдосталь. Набежали тучки, заморосило. На Шира мы приехали уже в хороший дождь и ветер. Но ведь нельзя побывать на озере и не омыть ног своих, правда же? Заплыв, растирание. И старт на Беле, назад к кострам и палаткам.

А на Беле нас встретил конкретный такой шторм, с метровой волной и шквальным ветром. Купаться не решились, слишком сурово. Согрели суп, сварганили чай – и на боковую. Плечи ровненько пригревало полученным с утра зарядом солнца. Спалось изумительно.

А утром стали собираться назад, мал-помалу. Да, на карте осталось еще куча мест, не посещенных и не попавших в объектив наших фотоаппаратов. Ну и что – нельзя объять необъятное. Зато – всегда можно вернуться за добавкой.

Домой мы не гнали. Ехали неспешно, оценивая взглядом каждую достопримечательность для мимолетной «фотосессии».

Вот и первая – курган, небольшой холм, в центре которого торчит плоская каменюка, а вокруг холма расположено кольцо камней поменьше. Судя по вытоптанности – место приметное и посещается многими.

А еще решили заскочить на Тусу. Это второе по солености озеро во всем мире, если не врет Википедия. Вода там горькая и соленая до одури. Стоит капле попасть на тело – высыхает и становится белой кляксой соли.

Вода в озере выталкивает – стоит поджать ноги, и тело быстренько всплывает в горизонтальное положение. Лежи, читай газету, кричи во все горло, дрыгай ногами – все равно будешь лежать. А на дне этого озера таится лечебная грязь, горячая на ощупь – и благодаря грязи дно озера тоже горячее. Просолившись слегка и обмывшись, мы согрели чай – и снова в путь.

Назад – всегда быстрей, странно, но это так. И чем ближе мы были к дому, тем красивее становилось небо. Такой закат – редкость. И он встречал нас…

(с) Авторский блог

Источник: http://jonny-30.blogspot.com/2011/07/2010.html

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

автотуризм Беле Хакасия Шира

frej

Туим конечно штука прикольная. Бывал там. В штольнях то же интересно

Jonny_30

наши дамы отказались идти в ледяные пещеры, проводники (шпанята мелкие) там на каждом шагу, заработок же..
но мы не решились...

Соленое озеро называется не Туса, а Тус.

Jonny_30

точно, ошибка в склонениях.... озеро Тус.

Кольцо камней (поменьше)-это КЛАДБИЩЕ, Милейший.

Jonny_30

Светлана, что такое менгиры я прекрасно осведомлен.
Не знаю уж откуда, но все знают - дабы не гневать дух усопших, оставь монетку у камня, если дерзнул ступить в кольцо... Получается, что ты пришел с подношением, а не праздности для..

Шантия

Да, Хакасия это кладезь достопримечательностей. Что бы объехать все это недельку надо. Ну а пещеры, действительно на любителя. Мне посчастливилось спускаться в закрытую для туристов пещеру - ящик Пандоры, очень интересно, хотя было страшно. Путешествовать по Хакасии желательно с человеком, который много знает и может рассказать и показать. Местные уж очень много денег берут за свои экскурсии, хотя их можно понять, это их хлеб.

Jonny_30

к сожалению - недельки не было :)
И нынче не получилось, погода подкачала, практически сбежали - с ребенком там были...
надо будет тоже написать..но это позже.. в блоге и отпишусь, как время будет

Автору спасибо. Хакасия вообще и Шира в частности - это нечто... Туда либо ездят каждый год, побывав однажды, либо не ездят никогда больше, также однажды побывав... Впервые я там был 33 года назад.Чудес там море, но главное - воздух. Воздух сухой и пахучий. Там всё, все степные ароматы, которые не передаст ни один парфюмер. Там прекрасные виды: это и Сундуки, и Шунет, и жемчужина-Иткуль. (Вода прозрачнейшая, рыбы бьются в ноги, и это видно...) Кто не был - выберите 5-7 дней по погоде, чтобы без дождя. Всего-то и делов 660 км. И всего 20 гравийки. Но только не через Шарыпово!!! Это для отъявленных искателей приключений. Я на той дороге глушитель "развинтил" на 3 части.

мелкий бес сомнений

Кстати, "на озерах Хакасии питьевой воды нет, озерная – соленая" - это небольшое преувеличение автора. Тот же вышеупомянутый Иткуль - прекрасная питьевая вода. Оттуда водовод весь курорт Шира и поселок Жемчужный снабжает. Наверняка еще есть и другие пресные озера. Но это мелкий недочет, пост написан замечательно.

ага, виноват.
Статья прошлогодняя. до Иткуля не добрались.
Но Шира и оба Беле - соленые, воду необходимо завозить с собой изначально.

Jonny_30

Эту чертову гравийку перед Мариинском нынче залили чем-то невообразимым, чтобы пыли не было, битум и какая-то эмульсия непонятная...
машину мне отмывали час с лишним.. керосином.

фотки конечно беспонтовые. но сам рассказ супер) автору не фоткать. а описывать надо))

Jonny_30

дойдут руки, отберу нормальные, да выложу на блоге, там можно полноразмерные размещать - здесь нет.

Екатерина

Jonny_30
Вам романы писать надо. Язык чистый, красивый. Такой можно читать о чем угодно страница за страницей

роман написал, было дело.. ток не издают :)))
рассказы печатают, изредка.. :)

Irisha

Да, действительно, Вы прекрасно пишете, зачиталась-замечталась :).
А мы вот ни разу так и не посетили Туимский провал, накупаемся-назагораемся, и бегом в Малую Сыю, в пещеры - главную цель всех наших вылазок в Хакасию.

Все верно, но про горячую грязь на Тусе загнули. Как-то получилось так, что лет шесть назад, сразу после Геленджика, пришлось побывать на Шире. И знаете, на Шире почему-то понравилось больше. Климат и Солнце почти такие же, вода такая же соленая, и нет суеты, сонма народа. Вдобавок плюс - это просторы степи, обилие близлежащих озер и довольно-таки близкое расстояние. Минус один - наш ненавязчивый российский сервис. Вернее европейские цены за отсутствие такового. Не знаю, может сейчас что-то изменилось в лучшую сторону?

Jonny_30

Ну Тусе сервиса как не было, так и нет.
Все те же рвы вокруг озера, пара ларьков и водовозка. А, сортиры чистые, это да.
Душ есть, платный. 20руб с носа - цена смешная... если не мыться каждый час :)
Насчет горячей грязи - она на дне, местами, именно что горячая, сверху на воде холодно, зарываешь пальцы ног в такой каше - и согреваешься..
На Шире - тоже не фонтан, обрыто все, что можно... выбор простой - или дикий пляж, или обустроенная площадка, разница лишь в цене, просто так - не проехать никуда.
Но все это нивелируется атмосферностью..мозги прочищает на раз. думать о чем либо там вообще невозможно, просторы утягивают...

Спасибо за инфу. Насчет последнего предложения - в точку!
Если бы там был организован забугорный сервис с соответствующими ценами - лучшего курорта не надо!

Jonny_30

там есть Жемчужный :) не знаю уж, каково там и сколько стоит, но думаю - уровень неплохой. Все же Хакасия во времена СССР была Всесоюзной здравницей, в отличие от Алтая.

пошукал по ценам:
тут все написано.

Шира не склоняется, уж больно режет "на Шире"

mia culpa
да. не склоняется, согласен..иногда забываю об этом.
насколько помню, Шира - имя девушки, с ударением на последнем слоге, посему склоняться и не может, даже само по себе, без привязки к Озеро.. Поселок..
в филологии не силен, но вроде бы так.

Ребят подскажите куда можно в Хакасии смотаться? Примерный маршрут мб составить. Ентересные места какие есть, кроме туимского провала. Так же интересует культурная программа, возможность посетить храмы, музеи... 18 августа еду туда. Хотелось бы узнать куда стоит заехать. Едем на машине.
Заранее спасибо

Jonny_30

Заезжаете в поселке Шира в книжный магазин и покупаете буклет, их там видов пять, как минимум, с полным раскладом достопримечательностей окрестностей, описанием, фото, и указанием дороги. При наличии машины - можно везде побывать :)
А кое-где придется топать немало..

Шантия

Советую побывать на Сундуках, там есть древние письмена. Под этим же Сундуком захоронения древних войнов (про это экскурсоводы даже могут не рассказать). Где "главный" Сундук" (они по номерам, но я не помню номера) - очень сильная энергетика, после него как-будто заряжаешься силой, хорошим настроением. Говорят там даже желание загадывать можно. А если мужчина посидит на месте шамана (там шаманы совершают свои обряды), даже мужской силы прибавляется... Я вот только не знаю, это место на карте есть или нет? Или его только местные показывают... Кстати по поводу воды, там на Сундуках, исток горной реки. Вот от туда мы воду питьевую набирали. Она правда при кипячении белой становилась, но пить можно (2 недели пили).

Дочька только что вернулась, не понравилось..10 дней пробыли погоды не было, один раз купались.А вообще там хорошо, четыре раза там были)).

Здорово написано, однако не могу согласиться только с одним высказыванием автора "обратно всегда быстрее"
- сколько бы и куда бы не ездил, "туда" летишь, предвкушение, ожидание и вот ты уже там, а обратно и едешь и едешь, и все никак не доедешь ))

А по мне так обратно всегда быстрее.пять лет назад тоже побывали в тех местах, сильно понравилось на ТРОПЕ ПРЕДКОВ.

мне понравилось в Салбыкской степи, там 2 кургана раскопано - музей(телефоны со стенда - 8-390-322-1595, 8-913-546-8862, экскурсовод интересно рассказывает, но можно и самим полазить). еще рядом озеро Улугколь соленое, но из-за погоды не добрались, возможно закрыто, как заповедник. в Мариинске музей говорят здоровский. еще никак до Ивановских озер не доеду, а уже 5 раз была в Хакасии)

Jonny_30

упс.. пост эксклюзивным сделался :) надо будет продолжить тему

А еще лучше смотаться до заповедника "Ергаки". 950км от Томска, всего-то! И да один раз, но всё же стоит проехать через Лесное и через Шарыпово. Гредеруют там раз в неделю! 100-120 по грунтовке самый раз!

грунтовки через Шарыпово почти нет км 30-40 осталось, а после переезда все перевалы крупным щебнем засыпаны вплоть до асфальта. А вот грунтовки км. 120 через Тисуль - Киргисуль - Лесной - Горячегорск - Ужур. Хотя с Горячегорска можно и в Шарыпово поехать но это лишний крюк. Всё пытался выяснить есть ли дорога Изындаево - Никольск так ни кто и не отписался.

Была в Хакассии, в том числе и на Шира. Совершили рейд по озерам в последний день пребывания, случилось и обмазаться грязью из одного. В Хакассии очень сильное солнце, загар ложится моментально, хватает и просто побыть солнцем за облаками, но так же легко и обгореть. Мне больше всего понравилось есть клубнику вблизи Красной горке (если я правильно помню название этого места), ее было столько - спелая, нередко крупная, не кустик, а целый букет, даже уходить не хотелось.

Jonny_30

да, земляника там вкусная :))
а насчет легко сгореть - подгореть можно быстро и легко, но боли практически нет потом от этого.
в отличие от нашего местного припекания до пузырей.

Jonny_30

Продолжил тему с позиции приготовлений к поездке, уже на нынешнем опыте.
Выложена в блоге: http://jonny-30.blogspot.com/2011/08/2011.html
Сюда выкладывать - не знаю, стоит ли.

Jonny_30

Продолжил тему с позиции приготовлений к поездке, уже на нынешнем опыте.
Выложена в блоге: http://jonny-30.blogspot.com/2011/08/2011.html
Сюда выкладывать - не знаю, стоит ли.

были семьей в жемчужном. Отлично отдохнули на базе по адресу комлева25, берут только семейных, поэтому на территории тихо, комаров нет ВООБЩЕ! телефончик записали 89831959716, в августе еще поедем =)

Отличный семейный отдых в центре поселка жемчужный на комлева 25, берут только семейных, поэтому на территории тихо, телефон для друзей 89831959716.

Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.