Регистрация Вход
Город
Город
Город

БУРАН - Российский челнок нашел себе место.



Поскольку советские военные стратеги полагали, что американцы установили на Space Shuttle вооружение, орбитальный корабль "Буран" был спроектирован с расчетом на оснащение высокотехнологичными лазерами или боекомплектом ракет и космических мин.

Но через 15 лет после окончательного закрытия проекта, которое состоялось в 1993 году и ознаменовало прекращение наиболее амбициозной и затратной фазы конфронтации, "Буран" совершает куда более мирное путешествие, чтобы "выйти в отставку".
Когда-то этой машине требовалось всего 100 минут, чтобы облететь Землю, а теперь она пыхтит вдоль по Рейну на борту баржи со скоростью приблизительно 5 миль в час.

Буран" везут в Шпайер на юго-западе Германии, куда он должен прибыть в пятницу. На месте его выгрузят и установят в городском Технологическом музее. Он станет прекрасным дополнением тамошней выставки.

Директор музея Герман Лайхер уверен, что эта выставка будет "самой увлекательной в Европе". "Для нашего музея это мечта, – сказала пресс-секретарь Коринна Хандрих. – Он станет главным экспонатом".
По инициативе музея плывущий с черепашьей скоростью космический корабль снабдили сигнализатором местонахождения, так что энтузиасты могут отслеживать его перемещение по Рейну.
"По берегам реки собираются толпы людей", – сказала Хандрих. "Буран", при создании которого, как считалось в Советском Союзе, были исправлены многие недостатки конструкции Shuttle, теперь предстает не столь современной машиной, как когда-то.
Белая термоизоляционная керамическая плитка со временем приобрела слегка неряшливый вид, а сам корабль на время речного путешествия лишили хвоста.
По некоторым данным, за "Буран" Шпайерскому Технологическому музею пришлось выложить до 7 млн фунтов.
Всего в рамках программы «Буран» было изготовлено восемь полноразмерных макетов (не считая деревянного) и пять летных образцов. Так получилось, что место вне проекта нашлось именно для первых двух макетов. «Буран» 1М (ОК-М), который использовали для статических прочностных и частотных испытаний, НПО «Молния» еще в 1995 году продала под аттракцион. Он и сейчас (но только в летнее время) работает в столичном парке имени Горького.
Судьба второго макета, а точнее самолета-аналога «Бурана» БТС-002 (он то и является нашим "героем") оказалась еще интересней. В рамках программы «Буран» его использовали для летных испытаний в атмосфере Земли: с 1985 по 1988 года аппарат осуществил 24 полета в Летно-испытательном институте имени Громова в Жуковском. Уже после прекращения работ по «Бурану» самолет несколько раз демонстрировали на авиашоу МАКС, пока, наконец, в 1999 году его не передали в лизинг на девять лет австралийской компании Buran Space Corporation (BSC). Перевозка БТС-002из Москвы в Сидней обошлась в $700 тыс., здесь его показали на Олимпиаде-2000, но австралийский проект не окупился.
После этого при посредничестве американской компании First FX «Буран» предложили авиационному музею в Мичигане, но корабль оказался для них не только дорогим, но и слишком большим экспонатом. БТС-002 выставили на аукцион, организованный радиостанцией Лос-Анджелеса News 980 KFWB AM. Его стартовая цена была $6 млн и, видимо, поэтому покупателя для раритета не нашлось. БТС-002 сдали в аренду некой сингапурской фирме, которая вывезла его на первый летный фестиваль в Бахрейне (2002 год). Велись переговоры о показе самолета-аналога в Малайзии, Сингапуре, Китае, Японии и на Филиппинах, но дальше слов дело не пошло.
Макет «Бурана» остался в Бахрейне, и вот недавно журналисты из Дюссельдорфа, работавшие над репортажами с соревнований «Формулы-1», случайно обнаружили советский челнок в порту. Вскоре директор Технического музея в немецком городе Зинсхайм Михаэль Вальтер заявил журналу Der Spiegel, что музей приобрел этот корабль у НПО «Молния».
И , после четырех с половиной лет правовых баталий в 2008 году "Буран" разобрали и доставили в Роттердам.
По прибытии в Шпайер его разместят в специально выстроенном ангаре, где на него можно будет посмотреть уже летом текущего года.
Издержки музея – это капля в море по сравнению с теми миллиардами рублей и миллионами человеко-часов, которые Советский Союз вложил в проект по созданию челнока с момента его запуска в 70-х годах.

А что у нас :

Настоящий «Буран» - тот самый, что в 1988 году слетал в космос, - долго без дела грустил на Байконуре. И в конце концов погиб смертью храбрых: в 2002-м на него обрушилась крыша монтажно-испытательного комплекса.



Другой испытательный образец стал аттракционом в столичном Парке им. Горького. Есть еще несколько полноразмерных моделей, но стоят они в дальних углах космических предприятий и публике недоступны, похоже за нас решили, что гордится нам нечем.



Судьба :
Третий макет (ОК-КС), на котором проводили электрорадиотехнические испытания систем и оборудования и отрабатывали программное обеспечение, сейчас стоит в РКК «Энергия» в Королеве. Здесь он занимает одно из производственных помещений и, по сути дела, висит на балансе корпорации мертвым грузом. Каждый раз, когда в РКК приезжает очередная делегация Роскосмоса или правительства, руководство «Энергии» поднимает вопрос о дальнейшей судьбе макета, но безуспешно. Государство не дает ни денег, ни разрешения на его утилизацию.

Модуль кабины «Бурана», которой пользовались для медицинских исследований, какое-то время находился у столичной клинической больницы №29, а сейчас он – в Центре подготовки космонавтов. В принципе, его тоже никто не использует, хотя он никому и не мешает.

Еще один макет, точнее полноразмерный основной отсек «Бурана» ОК-ТВА, на котором проводили тепловибропрочностные испытания, стоит в ЦАГИ в Жуковском. Как пояснил «Газете.Ru» сотрудник института Евгений Каляев, «все испытания были выполнены в полной мере, так что никаких причин, чтобы макет оставался у нас и дальше, нет». «Отсек занимает помещение, и мы уже писали в НПО «Молния», чтобы они его забрали назад, но результата, как видите, никакого», – сказал он.

А вот с грузовым отсеком «Бурана» ОК-ТВИ, который стоит в монтажном корпусе НИИХиммаш (поселок Пересвет Сергиево-Посадского района), на предприятии расставаться не планируют. «Пилить мы его не собираемся и уверены, что этот раритет станет частью экспозиции будущего Центрального музея авиационно-космической техники», – сказал «Газете.Ru» замдиректора НИИХиммаш Борис Гавриков.

С «Буранами», стоящими на Байконуре, вообще ничего не понятно. Они являются собственностью Казахстана, и по неофициальной информации, якобы проданы коммерческим структурам.
В 80-м сооружении (монтажно-заправочный корпус, площадка 112а) космодрома стоят сразу два корабля . Это макет ОК-МТ, на котором проводили чистотные прочностные испытания, и второй сохранившийся летный экземпляр «Бурана». Он должен был совершить полет в 1991 году и состыковаться со станцией «Мир». Кстати, к 1993 году его готовность оценивалась в 95–97%, в то время как летный образец НПО «Молния», который сейчас стоит на причале в Москве, был готов только на 30–50%.
На открытой площадке №254 огневых комплексных испытаний стоит еще один макет «Бурана» ОК-МЛ1. Его использовали для чистотных прочностных испытаний. Кому принадлежат эти макеты в действительности и что их ждет в будущем, «Газете.Ru» узнать не удалось. Атташе по экономике посольства Казахстана в России пообещал корреспонденту «Газеты.Ru» выяснить ситуацию с кораблями, однако к моменту сдачи этого материала так и не вышел на связь.

В то же время один из музейных специалистов, занимающихся историей космонавтики, рассказал, что саратовский губернатор Дмитрий Аяцков собирался купить «Буран» для областного музея. По данным собеседника «Газеты.Ru», «на это собрали необходимые деньги, но оказалось, что "Буран" принадлежит уже не Казахстану, а какому-то АО (акционерному обществу. – «Газета.Ru»)». Так покупка корабля якобы сорвалась.

И, наконец, стоит вспомнить, что судьба еще трех летных образцов уже давно решена. Первый «Буран» с номером 11Ф35 – единственный, которому довелось слетать в космос, – 12 мая 2002 года погиб под обрушившейся крышей 112-й площадки Байконура. Экземпляр 4К был разобран на стапелях в цехах Тушинского машиностроительного завода еще до 1996 года. Там же уничтожили задел последнего пятого летного «Бурана».

В пресс-службе ВВС России «Газете.Ru» сообщили, что «Монинский авиационный музей рад любой раритетной авиакосмической технике, но как обычно все упирается в деньги». Один из музейных специалистов в свою очередь пояснил, что «Буран» можно взять разве что в Музей космонавтики в Москве или Музей истории космонавтики Циолковского в Калуге, но и там хранение возможно только на открытой площадке. А это, сами понимаете, пагубно для такой техники».

К тому же, по словам собеседника «Газеты.Ru», сохранившиеся в России макеты и летный экземпляр, прежде чем экспонировать, нужно хорошо отреставрировать, но это немалые деньги, которых у государственных российских музеев нет. «Возможно, "Буранами" действительно заинтересуется будущий Национальный музей космонавтики на Ходынском поле, но до тех пор еще надо дожить», – подытожил специалист музейного дела. Тем временем, пока аттракционы Парка Горького закрыты на зимний период, на уникальный «Буран» можно посмотреть через забор причала Химкинского водохранилища в Тушино.

Историческая справка:

Работа по программе Энергия—Буран началсь в 1976 году.


86 министерств и ведомств и 1286 предприятий всего СССР (всего около 2,5 млн человек) принимали участие в создании этой системы.


Головным разработчиком корабля было специально созданное НПО "Молния" . Производство осуществлялось на Тушинском машиностроительном заводе с 1980 г.; к 1984 г. был готов первый полномасштабный экземпляр. С завода корабли доставлялись водным транспортом в город Жуковсикй, а оттуда (с аэродрома) — воздушным транспортом (на специальном самолёте-транспортировщике ВМ-Т ) — на космодром Байконур.





Свой первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 г. Космический корабль был запущен c космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя«Энергия»





и после облёта Земли произвёл посадку на специально оборудованном аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Полёт прошёл без экипажа, полностью в автоматическом режиме, в отличие от «шаттла», который может совершать посадку только на ручном управлении.
В 1990 работы по программе Энергия—Буран были приостановлены, а в 1993 программа окончательно закрыта.

The END

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

12 апреля Буран космонавтика Сделано в СССР сделано в СССР

 

Комментарии:

Хороший информативный пост.
Жаль, что разваливают (или не поддерживают) нашу космонавтику, но ничего более говорить небуду.
Скажу тока первонах :)

Ответить

А ведь одна из последних разработок. Венец советской науки и техники...
Венец науки в музее...

Ответить

да не венец . есть разработки и Лучше и Интереснее , та же "Спираль" . просто Буран оказался более востребован после внешне- и внутриполитических баталий .
кстати , хоть апараты с "самолётным" стартом на орбиту и не поднимались , в полёте их испытывали (а потом под прицелами НАТОвских кинооператоров из Индийского океана вылавливали :-))
ещё кстати - "Спираль" намного выгоднее по себестоимости полётов и выведения массы на орбиту .

Ответить

Freo

Даже слёзы навернулись... такой красавец и такая судьба...
уничтожают потихоньку все напоминания о былом величии наших ученых....

Ответить

Сколько сил положено, и моих в том числе. :(

Ответить

lzb

чё, развалили всё. продали. списали.
а раньше то какое, суко, СССР было мощное!

Ответить

Shate

ВЕликая держава в руках слабаков :(
Акромя Бурана сколько изобретений загубили

Ответить

Нам рассказывали, что не один из разработчиков бурана попал в психушку, мозги перенапряжения не выдерживали. А главного конструктора потом поставили простым инженером, потому что тоже мог не выдержать.

Ответить

Сказки из "демократического" стана, рассказываемые главной сказочницой страны В.Новодворской.

Ответить

Evgenium

сучня, такой проект загубить...

Ответить

Диоген

****Поскольку советские военные стратеги полагали, что американцы установили на Space Shuttle вооружение...***
Космические челноки США и были рассчитаны на вывод спутников отнюдь не мирного характера. В Интернете можно найти немало "обоев" с открытым грузового отсека, - посмотрите, какого он размера - чуть ли не 2/3 самого корабля. Поэтому-то экипаж Space Shuttle может автономно существовать не более 2-х недель.
Ну а что "Буран" загубили - так это понятно: правительство начиная с Горбачева пляшет под дудочку врагов России, и первым делом надо было уничтожить опасное для них вооружение.

Ответить

Андрей

В музей.... слов нет..

Ответить

Jonny_30

Самое печальное, что и музей тот не наш... вообще вакуум вокруг даной темы.
Кого спроси на улице о российском Шаттле по имени Буран - сделают круглые глаза, и, в лучшем случае прокряхтят, что " - да, что то такое слышали..

Ответить

Freo

Неужели почти никто? О_о
Мне казалось про Буран в Союзе многие знали.... у меня во многих книжках про него было написано и я искренне считала, что он достаточно востребован и часто летает...
для меня открытие и достаточно печальное, что с ним так поступили, отправили один раз и потом списали :((((

Ответить

Диоген

Ну? Вот ради просвещения таких, как Freo, и стоит создавать подобные посты.

Ответить

Freo

Сильно просвещать меня всё равно не надо, у меня волосы потемнеют :))) не хочу-у-у-у-у :))))))))))))

Ответить

До чего же жалко машину... Даже в космос почти не слетал...

Ответить

Всех презиков, начиная с Горбача , в музей!
В заспиртованном виде!

Ответить

Жаль ,что программу закрыли, а то что было расбазарили,был венец творческой инженерной мысли,высокий класс мастеров и учёных и всё коту под хвост-только мы можем не ценить то ,что люди строили вкладовали свою душу и теперь всё брошено и забыто-жаль,очень жаль...

Ответить

        Эрнесто

Буран никогда не был и никогда не будет российским челноком! Не надо приписывать России Советские подвиги.

Ответить

Буран или Шатл.
Совсем не поняли все шатл это корабль для подхвата на лету пассажирского лайнера сквозь время из космоса это возможно.
Отрубает крылья килем - бензопилой отрезает хвост и загружает горящий Боинг в туловище. Прилетает.

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.